01.03.2012, 11:58 | #1 |
Участник
|
AX + Data mining в продуктовом ретейле
Коллеги,
Использует ли кто-нибудь SSAS в продуктовом ретейле? А именно, приходилось ли кому-нибудь решать задачи data mining? Сейчас я работаю с AX с отраслевым решением для продуктового ретейла. У нас есть функциональность автозаказа, с помощью которой производится автоматический расчёт объёма закупки продуктов. К сожалению, эта функциональность показывает не важные результаты, особенно, результаты плохие для высоко оборотистого товара. В SSAS есть функциональность временных рядов, которая может быть использована для прогнозирования объёмов закупки. Собственно, хотелось бы узнать, интегрировал ли кто-нибудь эту функциональность с AX? Какие ещё задачи по data mining вам приходилось решать? |
|
01.03.2012, 12:25 | #2 |
Модератор
|
Да, делал. Связка DAX + MSAS, данные из родной базы MS SQL.
Дело в том, что для анализа данных нужен аналитик. А для работы с MSAS - программист. Найти программиста - аналитика, понимающего бизнес-задачи ритейла, очень непросто Поэтому продукт MSAS практически не применим, хотя может анализировать данные и выдавать отчеты по уже настроенным моделям: например, прогнозирование. Увы, без постоянной подстройки алгоритмов все модели разъезжаются. Поэтому аналитикам - советую смотреть в сторону специализированных аналитических систем, например IBM SPSS. А любителям попрограммировать - поковырять MSAS, довольно интересные функции можно найти. И, возможно, как-то присобачить к DAX, потому как серьезные аналитические системы (Например, SAS), стоят подороже учетных систем, той же DAX, причем в разы. Хотя есть и специализированные инструменты для того же ритейла: причем есть и довольно недорогие. С Уважением, Георгий |
|
01.03.2012, 12:45 | #3 |
Участник
|
Георгий,
Вы решали задачу прогнозирования объёмов закупки? А какие алгоритмы использовали для этого? Временные ряды, нейронные сети? |
|
01.03.2012, 13:22 | #4 |
Модератор
|
Решал. Нейронные сети - интересный механизм... но непонятно, как его проверить - черный ящик.
Само по себе прогнозирование - бесполезно. И большинству тупо хватает Excel. Если заниматься - то вкупе с постановкой процессов прогнозирования и категорийным менеджментом. Почему? потому что есть как брендозависимые, так брендонезависимые товары. Если человек пришел за сахаром, его интересует: песок / рафинад, цена, размер упаковки, а потом уже производитель. Следовательно, необходимо группировать по данным факторам, тогда мы получим более точный прогноз в разрезе категорий. А вот уже за техникой - там уже сильнее важен бренд. Да, и еще: вы не регистрируете СПРОС в учетной системе - только ИСТОРИЮ СБЫТА, а это немного разные вещи. Вообще, любое прогнозирование начинается с подготовки данных. После чего выделяются факторы, влияющие на спрос: сезон, месяц, день года, праздники, температура, маркетинговые акции и т.п. Самым точным является как раз мультифакторный анализ: чем больше ЗНАЧИМЫХ факторов выделим, и определим влияние этих факторов на спрос, тем точнее будет прогноз. Понятно, что факторов может быть много, и их значение различно для разных категорий. Особенно сильно видно у детских игрушек - там более 40 факторов, и каждый может быть значимым для той или иной категории. Например "зависимый спрос от проводимых маркетинговых кампаний": после выхода на экраны мультфильма повышается спрос на товары с изображение героев: Тачки, Смурфики и т.п. Кстати, анализ факторов - тоже задача отдельных аналитеческих систем, но зачастую в тех же системах и ведется прогнозирование (SPSS, JDA). При этом идет связка с учетными системами, и с системами, где регистрируются дополнительные влияющие факторы - макроэкономические, погодные, проведение маркетинговых кампаний, своих и конкурентов, и прочие. В общем, непростое дело, если хотите получить точный прогноз. А, тем более, в разбивке по регионам и точкам сбыта, с формированием оптимального ассортимента в каждой точки сбыта (а тут еще играют роль экономические факторы: есть спрос на это, но выгоднее продать то). А еще я все это связывал с мерчендайзингом, для того, чтобы товар не хранился в магазине, а умещался на полку. Для напитков (алкоголь / соки) - очень актуальная задача. Да, еще. У нас не так много "Pull"-каналов. Много именно "пропихивается" в канал - например, сотовая связь или электроника. Поэтому много компаний не заинтересованы в подобных проектах: многое считают это "космосом", и говорят, что будут "действовать по-старинке". Некоторым, разумеется, интересно. Западный кампании, ритейл и производители - используют очень серьезные инструменты, и проекты там довольно интересные. Наши - пока только думают и не видят вэлью. С Уважением, Георгий |
|
|
За это сообщение автора поблагодарили: Косых Артём (1), Ivanhoe (5), S.Kuskov (1), Just_smile (1), AP-1055D (1). |
01.03.2012, 14:16 | #5 |
Участник
|
Согласен с Георгием. В общем случае можно очень много придумать для прогнозирования. Но на практике это от "тяжело" до "нереально". Наш опыт показывает, что система автозаказа в большинстве случаев удовлетворяет потребности бизнеса, но опять же, при наличии аналитической работы и категоризации товара.
P.S. есть примеры, когда компании внедряли супер-пупер системы прогнозирования (за деньги бОльшие, чем вся ERP), но это не давало результатов. В одному случае, по слухам, это в т.ч. привело к банкротству
__________________
Ivanhoe as is.. |
|
01.03.2012, 14:36 | #6 |
Модератор
|
Хм. Я бы поспорил, но не буду. Видел я ваш "автозаказ" Но если большинству клиентов бОльшего не нужно - ну чего с ними биться что-то доказывать? Только нервы себе трепать. Когда дорастут, пусть приходят - расскажу. Хотя я уже как-то отошел уже от этой тематики... Хотя был, пожалуй, первым, кто на территории России произнес термин "Точная Розница" (Precision Retailing):
Цитата:
Ряд крупных производителей мобильных телефонов уже заявили о производстве телефонов со встроенным NFC-чипом. Поставщики ИТ-решений работают над развитием мобильных операционных систем, интеграцией систем с NFC-чипами и над расширением функционала приложений. По прогнозам, к 2014 году в мире будет насчитываться порядка 947 млн мобильных телефонов с NFC. На конференции Георгий Нанеишвили, архитектор бизнес-приложений компании «****», в своей презентации пояснил, как NFC-чипы помогут ретейлерам в продажах. Решения, основанные на использовании мобильных телефонов, помогут идентифицировать клиента, проанализировать его типичное поведение, привычки, покупки. Уже при входе в магазин клиенту можно предложить новые товары или услуги, которые могут его заинтересовать, а также сообщить об акциях и спецпредложениях, в процессе покупок напомнить о «привычном» товаре, который он забыл купить. Сформировать предложения конкретному клиенту помогут интеллектуальные технологии добычи данных (data mining).
|
|
01.03.2012, 14:47 | #7 |
Участник
|
Цитата:
И, да, было бы интересно узнать про реальные примеры русского ритейла с использованием прогнозирования для целей оперативного пополнения запасов
__________________
Ivanhoe as is.. |
|
01.03.2012, 15:20 | #8 |
Модератор
|
Да я же сказал - нет желания спорить: на данном этапе автозаказ - отличная вещь, мало того, что удовлетворяющая запросам клиентов, так еще и заменяющая сводное планирование, что позволяет не закупать АМ, а обходиться ВЕ - а это 2х кратная разница в цене.
Примеров - полно. Но многие пользуются или специализированными инструментами, входящими в бэк-офис, или самописными отчетами. Или Excel. Вопрос в качестве прогнозирования и доказательств того, что повышение точности прогнозирования даст ощутимый эффект. Поверьте, есть компании, которые понимают важность процессов прогнозирования, оптимизации ассортимента и категорийного менеджмента, есть проекты и внедрения. Беда в том, что пока подобных проектов в России очень мало. И смысл? В том же Фэшене - в России наценка в сотни процентов от себестоимости. Ну, закупил побольше (чтобы избежать out-of-stock), ну, не продал сотню тряпочек - не беда. Вот будет конкурентный рынок, будет биться за каждый процент - тогда будут и востребованы подобные решения. С Уважением, Георгий |
|
01.03.2012, 16:17 | #9 |
Участник
|
Кроме названных пакетов для анализа данных (конечно, можно назвать ещё решения от Oracle и тот же IBM Cognos BI и другие) есть интересное решение прогнозирования на основе временных рядов для Wolfram Mathematica http://www.wolfram.com/products/appl...ns/timeseries/. Кроме того, есть облачный сервис WolframAlpha Pro, который позволяет использовать эту функциональность.
|
|
01.03.2012, 17:14 | #10 |
Модератор
|
Хм. Пакетов-то много. Тьма. Вы с аналитикой Oracle работали? А Cognos - это все-таки система отчетности. Плюс бюджетирование.. Даже немного ближе к Oracle Hyperion, ближе к классу EPM-систем. Предиктивную аналитику (в т.ч. прогнозирование) для IBM Cognos делает IBM SPSS. Кстати, есть еще специализированные пакеты, например в составе Oracle Retail Applications, как раз для прогнозирования и оптимизации ассортимента.
Итак, что остается в итоге? - Excel - Собственная разработка - Собственная разработка на платформе DAX - Собственная разработка на основе MSAS - Специализированные пакеты производителей БД (MS AS, Oracle BI) - Специализированные пакеты производителей отраслевых решений (JDA, Oracle Reteil, FIT, SAP SCM APO Demand Management) - Специализированные аналитические продукты Все зависит от задачи. Или, вернее, от пуду задач - если на отдельном пакете будет решаться пул задач, тогда можно рассмотреть и их. С Уважением, Георгий |
|
14.03.2012, 13:25 | #11 |
Lean Six Sigma
|
Если нужно бесплатное решение - Knime и Rapidminer вам в руки.
Предложение автору темы: - автор выгружает свой InventTrans и InventDim в текстовый файл. Если надо "обезличить" данные или ещё как-то их подготовить для публикации - автор делает это сам; - автор нарезает полученные набор данных на три части - набор для обучения, набор для тестирования и набор для финальной оценки; - делаем конкурс - кто предложит лучший инструмент для прогнозирования. Критерий оценки - среднеквадратичное отклонение по приходу/расходу в процентах за каждый день; Я готов поучаствовать. Что скажет автор? Кстати, как альтернатива датамайнингу в этой ситуации - разделить товар на группы, по каждой группе определить необходимую вероятность удовлетворения спроса, рассчитать страховой запас с помощью журналов резервного запаса и пополнение делать сводным планированием. |
|
Теги |
data mining, прогноз закупок, прогноз продаж |
|
|